?

Log in

No account? Create an account
just so trifles
Ну, разве это не повод танцевать огненную джигу?
про абсолютных слух 
5th-Jan-2013 03:44 pm
->
Одна из самых заметных тем моей головы в последнее время - это музыка не в смысле "слушать", а в смыслах "играть" и "ботать". Я обрела весьма любопытный опыт на этом месте, и многим уже успела какие-то фрагменты этого опыта рассказать и даже, как водится, по нескольку раз. Теперь я попробую изложить всё это более или менее аккуратно, потому что мне кажется, что в этом вполне может найтись определённый интерес для стороннего наблюдателя.

Интерес в первую очередь растёт из того, что у меня нет слуха, музыкального образования и юного возраста, который помог бы, вероятно, скомпенсировать первые два. И есть желание попытаться сделать себе абсолютных слух. Не столько за ради результата, сколько за ради процесса и игры с собственным мозгом.

Моим первым инструментом была гитара. Немножко аккордов и переборов вполне можно выучить моторной корой и мозжечком без всякого слуха, что, собственно, мне и удалось. Это было сделано примерно в середине школы. У папы моего при этом есть абсолютный слух. Когда он пытался объяснить мне, что первая и шестая струна - это одна и та же нота, то это вызывало у нас обоих тупняк. У меня на тему "это два разных звука, как же так", а у него на тему "как этого можно не слышать". Я продолжаю сталкиваться с подобным впечатлением от других людей. Мне действительно было нужно время даже чтобы научиться определять, какая из двух нот выше, а какая ниже. Большое. И я продолжаю иногда в этом ошибаться.

Примерно тогда же я немного разобралась в нотах. Запомнить, где они на гитаре, и научиться в них на ней ориентироваться, мне не удалось. Я полагаю, что мне надо доразобраться с теорией аккордов и тогда, может, с этим будет получше. Зато дома оказалось пианино, с которым такой проблемы нет. Я научилась играть одной рукой партию голоса по нотам, которые оказались под рукой, но на этом всё и остановилось.

Недавно я обросла устройствами на андроиде, и помимо прочего это привело к нескольким изменениям в теме с музыкой. Во-первых, бывают приложения для настройки гитары, и это в моей ситуации совершенно спасение. Но дальше гораздо интереснее, потому что бывают и приложения для тренировки слуха. Перепробовав несколько, я остановилась на наборе из трёх таких: двух для андроида и одного для винды. Игры с этим набором привели меня к любопытному наблюдению. Рассмотрим ситуацию, когда играет нота, и нужно ткнуть в соответствующее место фортепьянной клавиатуры. В самом простом случае нот две, между ними полтора тона, но эти ноты рандомом выбираются из трёх октав. Последнее особенно ценно потому, что оно сбивает настроенный в моей голове эталон. Я помню две ноты лучше, чем остальные, но если сначала что-то услышать, а потом попытаться восстановить ноту-эталон в памяти, чтобы на её основании определить услышанную, то оказывается, что эталон сдвинулся. Если пытаться узнавать ноты в пределах октавы, то этот эффект гораздо меньше. Но я стараюсь как раз не пытаться так делать, потому что это не то, что я хочу сделать из своей головы.

Оказалось, что есть диапазон латентных периодов, внутри которого я совершаю меньше всего ошибок. К сожалению, я не знаю его точно, но он весьма короткий. Если пытаться отреагировать слишком быстро, или наоборот задуматься, то вероятность ошибки возрастает. Проще говоря, я лучше всего узнаю ноты, если не тороплюсь, но и не успеваю думать. Выходит, слух у меня есть, но конструкция мозгов почему-то мешает мне его использовать. Я предполагаю, как водится, что раз есть у меня, значит, примерно у всех есть.

Конечно, сразу же после формулирования этого тезиса в голове, работать он перестал: я стала успевать задумываться, и надо опять что-то переподобрать.

Еще одно наблюдение связано с флейтой. Флейта прекрасна тем, что её не надо настраивать, и почти всегда звук получается либо отвратительный, либо правильный. Гораздо проще, чем с гитарой. Так вот, само наблюдение заключается в том, что если я пытаюсь узнавать ноты в какой-то мелодии, н-р играемой музыкантом в метро, то первое, что приходит мне в голову - это положения пальцев на флейте, а не названия нот. Отдельно удивительным оказалось то, что когда мне удалось запомнить результат такого подбора, а потом загуглить ноты той самой мелодии и проверить, то оказалось, что получилось правильно. Думаю теперь о том, чтобы попытаться замкнуть ноты на кинестетику.
Comments 
5th-Jan-2013 01:01 pm (UTC)
Очень интересный анализ)
Я занимаюсь сейчас тем же, т.е. развиваю слух. Только делаю это не самостоятельно, хожу в колледж.
До сих пор иногда проблемно разобраться, какая нота выше. Мне помогает пропеть про себя или вслух ноты, каким-то образом "прочувствовать" (более высокие ноты "тоньше", "желтее" и "правее"(т.к. фортепиано)) и понять.
Очень сложно довериться мозгу, уйти от привычных методов анализа, которые в сфере "чувствования" нот не помогают.
И да, сложности с памятью. На сольфеджио самые большие проблемы вызывает запоминание "настройки", относительно которой можно анализировать все услышанное далее.

Удачи тебе!
Пиши об успехах! Очень интересно!
5th-Jan-2013 01:46 pm (UTC)
Ценно, спасибо :) И да, вот эта самая штука с тем, что нужны непроработанные ещё методы - чертовски интересная.
5th-Jan-2013 04:11 pm (UTC)
А какое приложение для винды можно узнать?
Спасибо!
5th-Jan-2013 04:12 pm (UTC)
EarMaster
(Deleted comment)
7th-Jan-2013 10:20 pm (UTC)
примерно вот поэтому: http://mi3ch.livejournal.com/2219970.html :)
5th-Jan-2013 06:49 pm (UTC)
Ой, Наташ, это такой вопрос интересный.
Причем мне вот лично гораздо интереснее не абсолютный слух, а «относительный».
Не знаю, есть ли такой термин в музыке, я не в курсе. Но постараюсь объяснить. Я окончила музыкалку когда-то, и мне там диагноз «абсолютный слух» не ставили. И до сих пор если ткнуть клавишу на рояле, я скорее всего не назову точно ноту. Но при этом очень часто «проигрывая», вспоминая в голове различные произведения – от симфонической музыки до заставок из мультиков и бардовских песен во всех подробностях я очень часто попадаю, т.е. если включить оригинал, окажется, что я «проигрывала это в голове в правильной тональности.
Вот что это? Музыкальная память?
Кстати, немузыкальные звуки, типа птичек в Звенигороде, я различаю с огромным трудом. Для подбора песни на гитаре, мне гитара не нужна. Т.е. я правильно подберу аккорды в ля миноре (хотя оригинал мог петься в ре миноре) в голове. При желании их можно транспонировать в нужную тональность и все совпадет. Мне важно не звучание одной ноты в отдельности, а их звучание друг относительно друга – последовательно или в виде аккорда.
Я очень четко отличаю мажор, минор, устойчивый интервал, неустойчивый, тонический аккорд, субдоминантный, доминантный. Ну, все как в музыкалке требовали. Но это НЕ благодаря простому заучиванию и запоминанию высоты нот. Просто когда-то в детстве у меня все это проассоциировалось с определенными эмоциями, ощущениями внутри типа – грусть, надежда, радость, удивление, сомнение (хотя эти описания очень грубые, все гораздо сложнее описать, но при прослушивании сразу колет в нужное место, как иголка). Соответственно, при прослушивании муз произведения все внутри начинает шевелиться, и возникают сильнейшие эмоции и переживания, причем зачастую совершенно не связанные с конкретными событиями и объектами.
7th-Jan-2013 10:22 pm (UTC)
о, куча ужасно интересных наблюдений, спасибо!
5th-Jan-2013 06:56 pm (UTC)
и вообще почему для большинства людей до-ми-соль - это весело, а до-ми бемоль-соль - грустно????
7th-Jan-2013 10:21 pm (UTC)
мне кажется, что здесь надо смотреть спектры, как в вопросе с интервалами. Или еще с какой физики начинать... А то туманно выходит. Ну или я не разобралась.
7th-Jan-2013 10:21 pm (UTC)
очень интересный вопрос, ага!
6th-Jan-2013 11:36 am (UTC)
Я не совсем понял, как можно услышать, что одна и та же нота в ратных октавах - это одна и та же нота. К этому можно только привыкнуть/запомнить.
7th-Jan-2013 10:23 pm (UTC)
здесь проблема с переводом в слова. Насколько я помню, я не понимала, как можно настроить одну из них по второй, если одна (вдруг) настроена верно.
10th-Jan-2013 07:28 am (UTC)
А сделайте задачу большого практикума про музыку. :-)
10th-Jan-2013 09:44 am (UTC)
стоит подумать об этом :) нам бы, правда, физиологии бы какой-нибудь лучше туда сделать... Но хотя задача про музыку с необходимостью будет и задачей про программирование, так что тоже смысл есть :)
This page was loaded May 27th 2019, 11:52 am GMT.